Автотуризм в России. Есть ли он?

15 Января 2016 Комментарии: 6
Автотуризм в России. Есть ли он?

Автотуризм в России. А есть ли он?

Являясь активным приверженцем всех видов туризма, а в последние 40 лет – автотуризма, этого самого демократического вида познания и освоения мира, - мне хотелось бы поговорить о состоянии автотуризма в России, этого самого массового и популярного «в народе» вида национального туризма. Наболело как-то.

Мы, в СССР, потом в России, всегда много и охотно путешествовали. Страна у нас большая, разнообразная, посмотреть есть что, на много жизней вперёд хватит. А уж во времена великого и могучего Советского союза, так и вообще никуда нельзя было поехать. Зато сам он был огромен и необъятен.

В эпоху единого советского государства я, вначале на мотоцикле, потом на «запорожце» и вазовской «копейке» объездил 1/6 часть суши из конца в конец. Прибалтику, Крым, Кавказ, Средняя Азия, Байкал, Карелия, Камчатка, … не говоря уж о рядом расположенных городах «Золотого кольца», или ближнего Подмосковья. Дачи не было. Отпуск у преподавателя ВУЗа – более двух месяцев, да и в течении учебного семестра, на праздники и выходные, можно было на два-три дня доехать до Владимира-Суздаля или на Пироговку вырваться, а то и на Селигер «мотануться», это святое.

Селигер

В последние годы, в связи с массовой автомобилизацией всей страны, этот вид активного отдыха приобретает всё большее распространение, прямо характер эпидемии. Количество машин на душу населения в нашей стране, несмотря на волны кризисов, растёт невероятно высокими темпами и хотелось бы, чтобы мы более внимательно отнеслись бы к проблемам и перспективам этого явления в нашей стране. Я помню, когда на Селигере стояли одна-две машины, а сейчас – не сразу найдёшь местечко где велосипед оставить.

Россия – страна с богатыми туристическими ресурсами. Она огромна (самая большая по территории страна в мире!), разнообразна и в ней есть великое множество изумительных мест, такой красоты, которую не увидишь нигде более в мире. В России, с ее разнообразием климатических и природных зон, культурными и историческими достопримечательностями, этот вид туризма имеет огромный потенциал и способен улучшить состояние внутреннего и въездного туризма.

Путешествуя по миру, я убедился, что чем более высокоразвита страна, тем больше народу в ней предпочитает именно такой вид отдыха и тем более в ней развита ИНДУСТРИЯ этого вида отдыха. Всё, что способно сделать этот вид отдыха более комфортабельным, приятным, познавательным, всё, -начиная от производства большого спектра специализированной автотехники – кемперы, автокараваны, прицепые дачи – множество вариантов “домов на колёсах” различной степени комфортабельности и кончая обширнейшими полями удобных лагерей-кемпингов.

Во всем цивилизованном мире, все, более или менее часто посещаемые места отдыха, - красивый и удобный берег моря (озера, реки, … любого водоема), какое-либо историческое место, часто посещаемая туристическая достопримечательность, национальный парк, ….- практически всегда имеют хорошо оборудованную площадку для парковки всех категорий автопутешественников.

Я наблюдал множество различных мест организованных стоянок для путешествующих на авто- мототранспорте. От незамысловатых площадок рядом с заправками, где бесплатно можно остановиться и переночевать одну ночь в своей машине, до огромных, хорошо оборудованных пятизвездочных кемпингов различного уровня, в которых люди большими семьями живут месяцами, сменяя друг друга.

В таких местах вы всегда можете за минимальную оплату арендовать площадку под стоянку вашего автомобиля и получить право бесплатного доступа к местам общего пользования – хорошо оборудованной кухне, общесетевому электрическому питанию, водопроводу, душу с горячей водой и удобному туалету.

Велосипед, теннис (настольный и корты), виндсерф, кайт, катер, водные лыжи, снаряжение для дайвинга – возможностей для занятия спортом огромно и разнообразно. Хочешь, – привози с собой, хочешь, – бери напрокат. И ведь всем хорошо. И тому, кто привёл эту территорию в цивилизованное состояние, оборудовал её всеми необходимыми средствами для нормального отдыха и теперь, за минимальную плату, сдаёт площадки для отдыха. И тому, кто приехал отдыхать, и ему не надо каждый раз возводить всё необходимое в индивидуальном порядке, в примитивно-диком состоянии.

Живи на берегу моря, ничуть не завидуя владельцам роскошных особняков, расположенных рядом, на берегу этой же бухты. И пусть они завидуют тебе, потому как, при желании, ты свободен и мобилен в выборе места отдыха, в любой момент ты можешь переместиться в другое, не менее прекрасное место, в то время как владелец этого роскошного особняка, навсегда привязан к нему, к этому единственному месту.

А что у нас? Туалет, если он есть — одиноко стоящая будка, с дыркой в полу, подходы к которой «заминированы» на 200 м. вокруг, или в ближайших кустах, если они есть; воды взять негде или из ближайшего озерка или ручья; мусорных баков нет, мусор с мест стоянок не вывозится. Готовят, как правило, на костре, то есть вся территория прилегающего леса нещадно истребляется. Спать - в тесной палатке. 

кемпинг

Нет кемпингов, удобных стоянок и зон отдыха, оборудованных нормальными туалетами и бытовыми заправками.

Культура автотуризма в России находится в состоянии «дикости». Да и откуда ей взяться. Нет индустрии сервиса, нет системы воспитания, нет и культуры. Низкий уровень развитости структуры сервиса автотуризма, обуславливает низкую культуру, вернее полное её отсутствие как таковой.

Воспитание человека – процесс длительный и требует “нечеловеческого” терпения. Всё начинается с простых вещей, к которым человек должен быть приучен с детства. Не гадь на природе. Если есть мусор, то это ТВОЙ мусор. Положи его в мешок, увези с собой и выброси в специальном месте, в бак для мусора, или аккуратно сожги его, в крайнем случае. Специальный раздел о культуре отдыха, пропаганду бережного отношения к природе, её хрупкой красоте. НЕ НАВРЕДИ! Оставь детям и внукам своим.

Причем, это очень взаимосвязанные процессы. Отсутствие элементарных удобств, отсутствие заботы о путешествующем автомобилисте, делают его таким.

Да, нужны некоторые затраты, да, обязательно разворуют выделенные средства. Но тогда отдайте в аренду в частные руки. И заключите договор, пропишите права и обязанности арендатора. И будет порядок, и природа будет в сохранности. И налоги человек заплатит, и государству будет выгода от прибыли с этого вида деятельности.

Развитие автотуризма для России крайне значимо и о необходимости и перспективности развития этого вида туризма в нашей стране сказано много. Но «воз» и ныне там. Почему наше государство не хочет обратить внимание на эту чрезвычайно перспективное для развития внутреннего и въездного туризма направление, - непонятно?

А ведь скоро чемпионат мира и вся Европа с удовольствием приехала бы к нам на своих автомобилях. Для них это очень даже привычно. Но, увы, не готовы мы их принять, а они боятся ехать к нам и не привыкли к «нечеловеческим» условиям нашего сервиса.

. Ау, автотуристы! Можем ли мы как-то изменить общее положение в этой области? И если да, то ЧТО и КАК с вашей точки зрения? Прошу всех, кому не безразличны проблемы развития автотуризма в нашей стране, высказать свое мнение, высказав свое мнение по следующим вопросам:

  1. Есть ли автотуризм в России?

  2. Устраивает ли вас существующий уровень сервиса для автотуристов?

  3. Создание под эгидой Ростуризма единого государственного центра по координации и развитию этого направления туризма

  4. Что необходимо сделать для развития автотуризма в России.

- строить кемпинги

- расширить сеть предоставления автодомов напрокат

- развивать придорожный сервис

- наладить собственное производство домов на колесах различных вариантов и доступной цены

- что-то другое

Возврат к списку

Комментарии ( 6 )

0
Daffy
При размышлениях над тем, что может помочь развитию автотуризма в России, особенно над вопросом "Что такое придорожный сервис" считаю необходимым иметь в виду, что этот самый придорожный сервис должен состоять не только из харчевен, заправок и магазинов! Очень важно иметь автосервисы (мастерские), способные принять автодома. Мои товарищи, передвигаясь по Краснодарскому краю на французском автодоме на базе Ford Transit и словив поломку сцепления, потратили уйму времени на поиск сервиса, в ворота которого тупо смог бы заехать автодом.
0
0
Autotraveler
Что-либо появиться может только при наличии спроса. То есть не может появится сервис для автодомов, если в этом месте (трассе), проезжает 2 автодома в год и потребность в таком сервисе возникает 1 раз в 5 лет.
Будет тысячи автодомов - появятся 10-ки автосервисов. Спрос рождает предложение, а не наоборот.
0
0
Юрий
для начала надо донести до сведения владельцев придорожных охраняемых парковок для дальнобоев, что неплохо было бы у них иметь место для автотуристов. Для начала будет достаточно просто клочка земли с травой, чтобы можно было палатку поставить. Все-таки ночевать просто в лесу страшновато.
0
0
Александр Валентинович из Рязани
Великое спасибо автору Павлу Садчикову, за великолепный язык статьи, поднимающий эту прекрасную, я бы сказал, национальную тему. Ибо, действительно, "...вначале было слово, и слово было-..."

Моё мнение по вопросам повестки по-порядку:
1. Автотуризм в России замаскирован под ... водителей-дальнобойщиков и отдельных "легковых" энтузиастов, но в широком смысле слова, его нет.
2. Уровень сервиса не устраивает, потому, что для автотуристов его нет.
3. С участием Ростуризма согласен, но с оговоркой на детальное изучение опыта ведущих Европейских стран в этой индустрии, например, Норвегии, Финляндии, Швеции, Прибалтийских республик. Как у них помогают в этом вопросе их государственные структуры и министерства.
4. Для развития автотуризма нужно только строить кемпинги, точнее, решить проблемы целевого землеотвода для них, всё остальное вырастет вокруг них само.
- из чего-то другого, на уровне благих пожеланий, это сеть автомобильных паромов и подъездные пути к ним через реки в труднодоступных территориях (вся наша Сибирь и Дальний Восток) и запуск комфортабельных пассажирских поездов, в которых купе выглядит как каюта, т. е. имеет в себе санитарный блок вместе с душем, с прицепными вагонами-автовозами. Такой поезд курсирует в Финляндии от Хельсинки до Рованиеми (транспортный оператор VR) . Очень удобно преодолевать большие расстояния до конечной цели путешествия, имея при этом ночлег, питание и собственный автомобиль под боком. Это очень актуально для нашей огромной страны, если хочешь успеть побывать за время отпуска на собственном автотранспорте где-нибудь в Забайкалье, Дальнем Востоке или на Камчатке.
0
0
Александр Валентинович из Рязани
...чуть не забыл, большим подспорьем в этом вопросе будут серия статей Василия Пескова в "Комсомольской правде" о пешем путешествии Владивостокского журналиста Юрия Шумицкого в 1980 году на Московскую Олимпиаду и далее до Калининграда. Эта серия статей вошла в памятный сборник сочинений Василия Пескова. (Василий Песков - это тот, который написал "Таёжный Тупик" про Агафью Лыкову.))))
0
0
Autotraveler
Для Александра Васильевича
1. спасибо за добрые слова в адрес автора этого материала.
2. Наша общая забота и общий интерес - За Державу болеем. И, при наших просторах, никак по другому не можем развивать и внутренний, и внешний (Мы к ним, они к нам) туризм, потому как именно этот вид туризма ориентирован на массовость, доступность и семью.
0

Защита от автоматических сообщений