Кто он, Российский автотурист?

Что же такое автотуризм? Обратимся к классикам. Вот как определяет понятие и сущность автотуризма «Энциклопедия Туризма» (Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993 год):

«…Автомобильный (мотоциклетный) туризм – самодеятельные туристические путешествия на автомобилях (мотоциклах). Для автотуризма характерны: путешествия по маршрутам большой протяжённости в различных природно-климатических зонах, сравнительно малая зависимость от погодных условий, возможность обеспечения высокой автономности группы, меньшие по сравнению с другими видами туризма затраты физического труда, поскольку основная нагрузка приходится на транспортные средства. Для путешествия на автомобиле необходимо наличие дорог на большей части маршрута, отсутствие или плохое состояние которых ограничивает развитие автотуризма в ряде регионов страны…». Извините за длинную цитату. Но ведь классика и лучше (точнее) не скажешь.

Соответственно, автотурист, это как раз и есть тот самый человек, который осуществляет эти самодеятельные туристические путешествия на автомобилях.

9.jpg


И все-таки, кто он, российский автотурист? Как узнать его? Где он водится-обитает, что любит?
В принципе, любой человек, или группа людей, перемещающихся в пространстве на автомобиле из точки А в точку Б, можно назвать автотуристом.
Первый признак — автомобиль.
Второй признак — дорога (в смысле "путь", скорее всего)
Третий признак — человек, передвигающийся на автомобиле по дороге (или внедороги).
А что надо, чтобы попасть в эту категорию?

… Я очень давно в автотуризме (свой первый автомобиль — красный «Запорожец» я приобрел в 1973 году) и знаю многих, приобщенных к этому виду путешествий лично или через многочисленные интернетные связи. Это (в произвольном порядке, без рангов и званий) - … Костя Петров, Алексей Климов, Сан Саныч Трушников, Евгений Шаталов, Алексей Мосолов, Алексей Угрин,  …  Все они очень разные люди, очень интересные и колоритные личности и у всех них какое-то свое представление об автотуризме, очень отличающееся от представлений классического западного автопутешественника. 
Ну, еще 1, 5 — 2 десятка людей на всю Россию.
Есть несколько фирм, для которых это бизнес.
Есть еще несколько клубных объединений — внедорожников, караванеров, пытающихся придать автотуризму организационно-клубный характер. 
Очень пестрая картина получается.  
Наиболее активно у нас в России развивается внедорожный, экстремально-спортивный автотуризм. Это, так сказать, наш фирменный вид автотуризма. У нас этой внедорожности хватает. От бескрайних, мало освоенных территорий, до огромного разнообразия природных зон и ландшафтов. Только у нас так много разнообразного бездорожья любого вида. Но, все дело в том, что эти виды туризма (и внедорожный, и караванинг) - это туризм одиночек. Мало кто рискнет ехать «убивать» свой единственный автомобиль и еще меньше у нас людей, имеющих возможность купить второй автомобиль за 120 000 евро, чтобы использовать его 2-3 недели в году. 
Клубы эти малочислены (в масштабе нашей страны), специфичны и имеют особый статус своеобразной элиты автотуризма. С одной стороны,  их как бы много, а с другой — они все каждый сам по себе и не очень дружат, хотя формально цель у них всех общая, одна, - развивать наш, Российский автотуризм. Во всех направлениях — и внутренний, и внешний, международный.
Я знаю хорошо организованные структуры Российских автостопщиков и Российских мотоциклистов (байкеров, кому привычнее). Мероприятия, которые проводят эти объединения, собираются сотни и тысячи людей со всех концов России и из других государств.

Считая себя автопутешественником и будучи членом нескольких общественных объединений автотуристов, я не могу утверждать что в России есть единое структурно и организационно сформированное сообщество автотуристов, - есть центральный клуб, региональные клубы, являющиеся филиалами центрального, зарегистрированные клубы и общественные объединения. Нет сформулированного реального поэтапного плана развития именно этого вида туризма с организацией взаимодействия всех заинтересованных структур - государственных органов, частного бизнеса и общественных некоммерческих организаций. 
.... Приехал ко мне финн на сконструированном и сделанным своими руками кемпере на базе пикапа. С гордостью показывает наклейку с регистрационным номером Финской федерации автопутешественников — 1498. Я понимаю - у них есть. А у нас?
 
А для меня, все в соответствии с с классической формулировкой «Энциклопедии туризма» (см. выше) - каждый, отправляющийся в путешествие на автомобиле, любого вида и класса, является автотуристом.
По количеству машин на душу населения мы уже давно сравнялись с развитыми странами мира. А вот по уровню автодорожного сервиса безнадежно отстаем. Да, у нас все больше платных дорог. Но ведь и на них этот самый сервис в очень примитивном состоянии. Только то, что дает прямой доход — автозаправки, кафе, магазины, туалеты. А зоны отдыха, а стоянки, а кемпинги и мотели, с полным набором удобств и возможностью остановиться переночевать? 
Вот все мои друзья, родственники и знакомые, много путешествуют и всегда исключительно на автомобилях  и всей семьей, вместе с детьми. Потому как это самый удобный вид семейного путешествия. И тогда, - нас не десятки или сотни, а сотни тысяч и миллионы.  То есть реально путешествующих на автомобилях сотни тысяч, а автотуристов как бы и нет. 
И, самое главное, какова степень заинтересованности нашего государства в этом автотуристе? Что, какие виды путешествий, каков набор услуг и уровень качества этих услуг, и за какие деньги предлагает сегодня туристская индустрия нашего государства?
Ибо с официально-статистической точки зрения, в общей классификации различных видов туризма в России и с точки зрения наших официальных структур, они не являются автотуристами. Потому как это САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ вид туризма и он никак не попадает в «графу учета». Нет статистики, нет единого информационного центра. Нет целевой информации для автотуристов – маршрутов, программ, куда ехать, что при этом смотреть, где жить, как питаться, где ремонтироваться, в случае поломки??? Нет региональных и общих справочников, сертифицированных маршрутов и путеводителей для автотуристов, специализированные порталы для автотуристов с перечнем событийных мероприятий, достопримечательностей и других точек интереса для каждого региона, представление этой информации на выставках и т. д.). 
Нет единой организации. Никак не интересны государству. 
Есть множество отдельных сайтов, как правило, коммерческих, созданных и существующих усилиями отдельных людей, для которых это чистой воды бизнес (ничего плохого в этом не вижу) и которые очень популярны у большого количества самостоятельных путешественников.
И есть сотни тысяч людей, путешествующих на автомобилях. И всем этим сотням тысяч нужно внимание, нужен сервис, нужно их как-то опекать и лелеять, потому как это ведь доход, и очень приличный. И государству, и тому, кто этим занимается как частник. 
Получается, что список того, чего нет и хорошо бы это иметь, - очень длинен, а того, что есть — короткий и платный.

Конечно, есть возможность объединения под крышей государственности. То есть если внутри структуры Ростуризма появится какой-то отдел, курирующий общие вопросы развития автотуризма России. Единая система учета, единая форма регистрации и центр обсуждения всех вопросов и проблем развития этой перспективной отрасли туризма в России.

…. В общем, загадочная получилась картина. Кое-то оно (движение автотуристов) все разнородно и очень индивидуализировано. 
Почему в советские времена существовало хорошо отлаженная и отлично работающая систему туризма, во всех его видах, в том числе и авто- мототуризме и почему нет такого объединения сейчас? С одной стороны — они как бы есть и даже их много. По факту, одиночка он — российский автотурист. Дикий и неорганизованный. Сам по себе и вынужден выживать сам. Соответственно и со стороны государства к нему отношение как к бомжу. Ютится где-то на задворках социальных сетей, ночуя в палатках, поближе в милицейскому пункту.  М.б. потому и не могут достучаться до каких-то правительственно-официальных структур.
Пока в отечественном автотуризме все в зачаточном состоянии и он никак не хочет рождаться как массовое явление. 

Вопрос — Есть ли автотуризм в Росси?, несколько глобален, чтобы его разрешить одному и буду рад, если другие, уважаемые мной автотуристы и все те, кто готов причислить себя к этой виду путешественников, присоединятся к его обсуждению. Но может быть этот материал хоть немного поможет более четко представить — Что есть Российский автотуризм? Если я как-то неправильно смотрю на это, поправьте меня. 

В заключение — очередной опрос.